среда, 22 ноября 2017 г.

Конрад Аллен - Убийство на "Мавритании"

После довольно длительного перерыва вернулся к детективной серии Конрада Аллена о преступлениях на трансатлантических лайнерах в начале минувшего века. Об авторе, а также о впечатлениях от первой книги цикла "Убийство на Лузитании" уже писал, поэтому перехожу сразу к делу.
Начну с того, что выбор автора оказался весьма рискованным. Под выбором я в данной ситуации подразумеваю "интерьер", в котором развивается детективный сюжет. По заданным правилам игры - это корабль. Аллен мог взять любой из доброго десятка крупнейших  трансатлантиков, но действие второго своего романа он помещает на "Мавританию". Почему это меня удивило? Потому что хотя "Мавритания" является одним из самых знаменитых пассажирских судов, она при этом "систершип" "Лузитании" и по техническим характеристикам (да и во многом другом, кроме оформления интерьеров) очень походила на старшую сестру, подробно описанную в первой книге. То есть автор лишает себя возможности блеснуть эрудицией и увлечь читателя в поражающую новизной экскурсию по лайнеру. Но Аллен справился, сделав упор на детективной составляющей.


Проходит несколько месяцев после событий первой книги. В ноябре 1907 г. очередная красавица флота фирмы "Кунард-лайн" выходит в свое первое плавание. В числе более чем тысячи пассажиров уже известные нам Джордж Портер Диллмен и Женевьева Мейсфилд - им как напарникам предстоит работать в роли детективов под прикрытием, чтобы изнутри предотвращать возможные преступления, которые так легко совершить в этом плавучем городе, полном случайных попутчиков. Тем более что на корабль погрузили большой груз золота для американского банка, а золото, как известно, магнит для грабителей всех мастей.  Поэтому когда загадочно исчезает один из пассажиров, наши сыщики начинают закономерно подозревать связь этого события с "золотым" грузом...
Детективный сюжет нельзя сказать, чтобы очень уж головоломный, но сработан на совесть, и развивается аж по трем направлениям. Вернее, в трех слоях, даже в трех мирах, которые определяются классом пассажиров. Как и в первой книге, Аллен очень здорово подчеркивает социальные различия между пассажирами разных классов. И если традиционно мы видим противопоставление между богачами из первого и нищетой из эмигрантского третьего, то в этой книге в центре фокуса второй класс, в который и внедрен Диллмен. Это люди уважаемые, со средствами, но все равно от первого класса их отделяет почти такая же пропасть как от третьего. И в книге все это показано очень ярко. Возвращаясь к сюжету: в каждом из трех классов есть свои подозреваемые, и нашим героям предстоит поломать голову кто именно готовится похитить золото и кто убил пассажира. Помимо детективной линии понравились описания героев, особенно попутчиков Женевьевы по первому классу - такие типажи вполне могли бы населять страницы Вудхауза.
Так что в итоге имеем весьма увлекательный и приятный (это в полном смысле "cozy mystery", то есть "уютный") детектив: распутываем загадку, испытываем ощущение пассажира роскошного лайнера, пересекающего Атлантику, и время от времени добродушно улыбаемся - что еще нужно для читательского отдохновения?

Комментариев нет:

Отправить комментарий