вторник, 1 сентября 2015 г.

Реймонд Чандлер - В горах народ спокойный

Реймонд Чандлер
Вообще-то, "крутой" детектив - не мой жанр. Но не бывает правил без исключений. В случае с исключения труднее всего бывает перешагнуть установленный самому себе порог и попробовать. В случае с Чандлером этот порог мне помог перешагнуть мой добрый друг, большой знаток литературы вообще и детективной в частности. Вняв совету, я открыл для себя писателя, ставшего одним из моих любимых буквально с первых страниц.
Представлять Реймонда Чандлера (1888-1959) нужды не вижу. Многие знакомы с его творчеством и биографией, если же нет, в рунете есть масса информации. Главным его произведением является цикл о частном сыщике Филипе Марлоу, но сегодня речь о небольшой повести с другим героем, Джеком Эвансом, которая называется "В горах народ спокойный" (No Crime in the Mountains).
Частный детектив Джек Эванс получает письмо из маленького курортного городка в горах. Клиент просит его приехать и разобраться в одном небольшом щекотливом деле. Но дело оказывается вовсе не таким безобидным, потому как прибыв на место, Эванс обнаруживает труп своего заказчика...
В чем же привлекательность Чандлера? Я где-то читал, что стараниями Агаты Кристи, Дороти Сэйерс и других авторов "золотого века" детектив из развлекательного чтива поднялся до настоящей литературы. Так вот, Чандлер поднял детектив до уровня большой литературы. Убедиться в этом просто, нужно только открыть любую из книг Реймонда Чандлера.
"В горах народ спокойный" - не исключение. Здесь мы тоже встречаем удивительную атмосферность произведения. Ты буквально погружаешься в действие, начинаешь видеть и чувствовать мир глазами героя. Великолепная прорисовка характеров, иногда просто эпизодических, тоже впечатляет. Писатель умеет несколькими штрихами придать портрету только что встреченного персонажа. Ну и конечно, неподражаемая ирония Чандлера, в том числе и самоирония его героя.

Сейчас  можно было рискнуть. Опытный и ловкий парень мог бы рухнуть  на землю,  сделать заднее сальто с колен и вскочить на ноги уже с револьвером в руках.  Весь фокус  бы занял  доли  секунды. Быстрый человек мог бы  сделать коротышку-очкарика так же легко, как  старуха  вытаскивает  вставные зубы  - одним движением.  Но я не  считал себя быстрым и ловким, чтобы скакать,  как кузнечик.

 Иногда я размышляю, что возводит литературу до уровня "большой". И прихожу к выводу: это когда книга приобретает силу, способную изменить твою жизнь. Не ты читаешь ее, а она входит в тебя. Входит, и остается навсегда, становится частью образа мысли, характера, взгляда на мир. Все это очень свойственно книгам Реймонда Чандлера.



 
 
 

1 комментарий: